Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования
Правила организации технического обслуживания оборудования операторами (ТООО)
Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятии включают в себя распределение работы между операторами, проводящими обслуживание оборудования и ремонтным персоналом сервисных организаций, проводящим частичный или полный разбор и ремонт оборудования.
Обслуживание оборудования операторами направлено на участие всего персонала в укреплении производственного уровня, нижнего и среднего уровней управления и на этой основе продвигать автоматизацию и безлюдные технологии, улучшая таким образом состояние предприятия. Задача рациональной и эффективной организации ТО и РО (технического обслуживания и ремонта оборудования) в настоящее время как никогда актуальна. Можно сказать, что магистральным направлением ее решения признана реализация метода сервисного обслуживания промышленного оборудования и сокращение объемов ТО и РО хозяйственным способом (своими силами) до минимально возможного уровня. Речь идет о выделении ремонтных подразделений из состава предприятий в отдельные юридические лица — сервисные организации, взаимодействие с которыми будет строиться на основе механизма «заказчик-подрядчик». Преимущества данного подхода в том, что он прекрасно работает, если собственный персонал и персонал сервисной организации имеет достаточно знаний, навыков, и времени, чтобы выполнять все заданные действия. Ремонтный персонал сервисной организации занят устранением серьезных аварий, текущим и капитальным ремонтом (в случае необходимости), модернизацией оборудования. Во всех этих работах оператор должен участвовать, даже если работы выполняют специалисты завода-изготовителя оборудования или сервисной организации. Оператор работающий на оборудовании проводит техническое обслуживание и др. работы не связанные с разборкой оборудования.
Важнейшие задачи на данном этапе:
1. Повысить общую эффективность производственной системы, повысить прибыльность.
2. Повысить качество продукции за счет улучшения состояния оборудования и производственного процесса.
3. Подготовить персонал, хорошо владеющий оборудованием и производственным процессом.
4. Создать такую окружающую среду вокруг рабочих мест, которая бы не допускала несчастных случаев.
Текущее обслуживание оборудования операторами приобретает свою завершенность: они начинают заботиться о своем оборудовании сами, не дожидаясь указаний «сверху». У работников появляется уверенность в том, что если они будут стремиться довести поломки и брак до нуля, то они смогут этого добиться. Благодаря избавлению рабочего места от пыли, грязи, масляных пятен, появляется возможность преобразить его до неузнаваемости, сделав его светлым и чистым.
Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования
Шесть шагов развертывания ТООО:
- Чистка и уборка, совмещаемые с проверкой:
Единовременное удаление пыли и грязи в основном с корпуса оборудования, смазка, затяжка соединений, обнаружение скрытых дефектов и по возможности их устранение.
- Принятие мер по источникам загрязнений, труднодоступным и сложным местам:
Устранение источников появления пыли и грязи; реализация мер по предотвращению распыления; улучшение методов чистки, смазки, затяжки соединений; меры по облегчению проверки труднодоступных мест; меры по сокращению времени на вышеописанные операции.
- Подготовка временных норм чистки, смазки, проверки:
Разработка временных нормативов для уборки, чистки, смазки, проверки с указанием периодичности выполнения операций.
- Общая инспекция:
Получение представления о конструкции, функциях, принципах работы и нормальном состоянии оборудования; обучение методам контроля основных функций и частей оборудования; овладение методами выявления скрытых дефектов и по возможности их устранения.
- Стандартизация:
Нормирование всех элементов работы оператора: нормативы по чистке, смазке, затяжке; нормативы по движению материальных потоков на рабочих местах; нормативы по регистрации данных; нормативы по оснастке и инструментам и т.д.
- Самостоятельное управление и самореализация:
Самостоятельная деятельность по реализации курса предприятия; самостоятельное улучшение оборудования на основе самостоятельно произведенного анализа; формирование системы управления, при которой все проблемы разрешаются в момент их возникновения, в их истоках.
Повышение квалификации операторов в ТООО
Операторы должны быть способны:
- Выявить и исправить несоответствие в оборудовании.
- Понимать структуру и принцип работы оборудования, выявлять систему факторов, приводящих к отклонениям в его работе.
- Понимать связь между оборудованием и качеством выпускаемой на нем продукции, предвидеть отклонения от заданного уровня качества, определять систему факторов, вызывающих отклонения.
- Заменить по возможности детали оборудования, определить причины неполадок и принять срочные меры по их устранению.
- Выполнить отдельные улучшения в своей работе, самостоятельно или в сотрудничестве с задействованными отделами.
Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования должны составляться и утверждаться на всех промышленных предприятиях. В этих правилах должны четко указываться обязанности по техническому обслуживанию оборудования операторами (ТООО) и обязанности (согласно договора) ремонтного персонала сервисной организации занятого устранением серьезных аварий, текущим и капитальным ремонтом (в случае необходимости), модернизацией оборудования.