ТОИР управление ремонтами и обслуживанием оборудования
Пять видов организации технического обслуживания и ремонта оборудования на предприятиях
Занимаясь «ТОИР управление ремонтами и обслуживанием оборудования» на предприятиях различных отраслей промышленности можно наблюдать несколько видов управления ремонтами и обслуживанием оборудования. Порядок работы подразделений проводящих техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОИР), можно разделить на несколько видов:
- Аварийный ремонт (АР);
- Планово — предупредительный ремонт (ППР);
- Обслуживание по фактическому техническому состоянию (ОФС);
- Предотвращающее обслуживание (ПО);
- Комбинированная концепция надежности оборудования (ККНО).
ВИД ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ | ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ |
Реактивное обслуживание (аварийный ремонт)
(затраты 1250руб на 1КВт в год) |
Ремонт оборудования только в случае выхода из строя, замена после полной выработки ресурса. |
Планово-профилактическое обслуживание (планово- предупредительный ремонт (ППР)
(затраты 850руб на 1КВт в год) |
Планово-периодическое проведение профилактических работ, составление и соблюдение календарного графика |
Обслуживание по фактическому состоянию (ОФС)
(затраты 560руб на 1КВт в год) |
Обслуживание только дефектного оборудования в сочетании с профилактикой внеплановых остановов |
Предотвращающее обслуживание (ПО)
(затраты 340руб на 1КВт в год) |
Продление межремонтного интервала и интервала между обследованиям и разделение оборудования на группы (группа обязательных ремонтов основного оборудования и группа вспомогательного оборудования — ремонт которого проводится при поломке.) |
Комбинированная концепция надежности оборудования (ККНО)
(затраты приблизительно 280руб на 1КВт в год) |
На основе диагностики состояния оборудования делать заявки в специализированные организации на ремонт оборудования. Техническое обслуживание (ТО) проводить силами производственных рабочих. Управление ремонтами и техническим обслуживанием
оборудования проводится в автоматизированной системе технического обслуживания и ремонта оборудования (например системе «Галактика») |
ТОИР управление ремонтами и обслуживанием оборудования:
Сводная таблица из которой видно, что у каждой из представленных видов есть свои достоинства и недостатки:
Система ТОИР | ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ |
АР | Не требует больших финансовых вложений на организацию и техническое оснащение службы ТОИР | Высокая вероятность внеплановых простоев из-за внезапных отказов приводящая к дорогостоящим и продолжительным ремонтам. |
ППР | Система хорошо развита, имеет отработанную методологическую основу и позволяет поддерживать заданный уровень исправности и работоспособности оборудования | Базируется на статистических данных историй отказов аналогичного оборудования с заложенным коэффициентом надежности, следовательно, для обеспечения заданного уровня его работоспособности изначально планируется объем работ превышающий требуемый фактически. Статистическая наработка не исключает полностью вероятность внепланового отказа. |
ОФС | Исключает вероятность аварийных отказов и связанных с ними внеплановых простоев оборудования. Позволяет прогнозировать объемы технического обслуживания и производить ремонт исключительно дефектного оборудования | Может быть осуществлена только посредством постепенного перехода от системы ППР и требует полного пересмотра организационной структуры. Требует первоначально больших финансовых вложений для подготовки специалистов и технического оснащения службы ТОИР. |
ПО | Максимальное увеличение межремонтного срока за счет подавления источников отказов. Используются самые прогрессивные технологии технического обслуживания, ремонта и восстановления оборудования. | Требуется трудоемкий анализ всех отказов с целью выявления их источников. Очень гибкая организационная система, постоянно требующая оперативного решения и внедрения ряда мероприятий. |
(ККНО) | Реализуется метод сервисного обслуживания промышленного оборудования сторонними организациями и сокращается объем ТОИР хозяйственным способом (своими силами) до минимально возможного уровня. | Обязательно требуется наличие приборов и систем технической диагностики и неразрушающий контроль (ТД и НК) и должным образом обученный персонал как собственных работников так и сторонних сервисных организаций. |
Как показывает практика, не существует ни одного предприятия в чистом виде использующего только одну из представленных стратегий управления системой ТОИР оборудования. Более того, переход от системы ППР к системе ОФС сопряженный с перестроением всей структуры ТОИР оборудования, во многих случаях приводит к обратному эффекту – обратному «скатыванию» на ППР. Причина этого:
- Руководство предприятием и в частности экономические службы не видят необходимости в переходе на новые методы технического обслуживания оборудования;
- Структура предприятия старого типа, когда обслуживание проводится раздельными службами (механики, энергетики, прибористы, автоматика и т. д.);
- Несогласованность планирования действий отдельных подразделений и служб предприятия,
- Нехватке специально подготовленного персонала и слабом техническом оснащении ремонтных служб.
Значение конечной стоимости затрат на производство работ связанных с ТОИР оборудования зависит от выбора системы ремонта промышленного оборудования и вида организации ТОИР управление ремонтами и обслуживанием оборудования.